31 октября теракт. В Египте вспоминают жертв катастрофы российского А321 над Синаем

31 октября теракт. В Египте вспоминают жертв катастрофы российского А321 над Синаем
31 октября теракт. В Египте вспоминают жертв катастрофы российского А321 над Синаем

Утром 31 октября над севером Синайского полуострова потерпел крушение российский авиалайнер Airbus-321 авиакомпании «Когалымавиа», на борту которого находилось семь членов экипажа и 217 пассажиров, среди которых 17 детей. В первые минуты информация об авиакатастрофе была крайне противоречивая. Были даже сообщения, что самолет цел.

Видимо, поэтому в петербургском аэропорту Пулково на звонок корреспондента «СП» о времени прибытия рейса 7K 9268 из Шарм-Эль-Шейха вежливый женский голос приветливо ответил: «По предварительной информации этот рейс несколько задерживается». После чего в телефонной трубке раздались короткие гудки. На часах было 11: 27.

К этому времени уже стало ясно, что самолет, увы, разбился.

Информация о трагедии с лайнером мгновенно разлетелась по просторам интернета. Минут через десять стал известен и предполагаемый район крушения Airbus-321 — центральный район Синая.

Мы снова набрали номер пулковской справочной. «Не уточните, а намного опаздывает самолет из Шарм-Эль-Шейха?». Голос в трубке, как показалось, уже менее приветливый, скорее напряженный, сообщил на этот раз кратко: «Информация уточняется». И — опять гудки, гудки…

Вскоре информация о прибытии самолета исчезла с табло…

Самолет, выполнявший рейс 9268 из Шарм-Эль-Шейха в Санкт-Петербург, вылетел из египетского аэродрома в 6.21 по московскому времени и через 23 минуты пропал с экранов радаров. Для поиска российского судна по тревоге была поднята в воздух военная авиация Египта.

Около 11 часов по московскому времени власти Египта подтвердили крушение российского лайнера. Место падения самолета было оцеплено, премьер-министр Египта Шериф Исмаил созвал кризисный комитет.

Как сообщают СМИ со ссылкой на свои источники, после взлета пилот сообщил диспетчеру на земле о технических неполадках, а через 18 минут после начала полета самолет запросил экстренную посадку в Каире. В аэропорту Шарм-Эль-Шейха сообщили, что экипаж лайнера несколько раз за последнюю неделю жаловался на неполадки с двигателем. По информации СМИ в эксплуатации воздушное судно было 18 лет. Самолеты семейства А320 имеют по два двигателя CFMI CFM56−5B, Pratt & Whitney PW6000A или IAE V2500-A5.

Как стало известно из сообщений от египетских властей, упавший самолет полностью разрушен. Предполагается, что все находившиеся на борту погибли. При этом в египетской службе безопасности заявили, что нет признаков того, что самолет был сбит.

В аэропорту Пулково создан штаб для помощи родственникам пассажиров судна. Два самолета Ил-76 и один Бе-200 МЧС РФ готовы вылететь в Египет со спасателями на борту. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что сотрудники посольства России в Египте выясняют подробности трагедии.

Вероятной причиной крушения российского пассажирского самолета на Синайском полуострове стала техническая неисправность, заявил Айман аль-Мукадам , возглавляющий комитет, сформированный в Египте для мониторинга последствий катастрофы.

По сообщению египетской газеты «Аль-Ахрам», эксперт отметил, что считает, что произошли «технические неполадки».

Читайте все новости о крушении российского самолёта в Египте

Из аэропорта курортного города Шарм-эш-Шейха. Люди, отдохнувшие в Египте, возвращались на этом самолете домой в Россию. Приземление должно было состояться в Санкт-Петербурге. Однако этому не суждено было случиться. Самолет рухнул. Все члены экипажа и пассажиры злополучного рейса - жертвы авиакатастрофы над Синаем.

События, предшествующие трагедии

Авиалайнер незадолго до трагедии совершил два пассажирских рейса. Первый и второй полеты были осуществлены по маршруту Египет (Шарм-эш-Шейх) - Россия (Самара) - Египет (Шарм-эш-Шейх). За границей самолет приземлился днем 30 октября. У членов экипажа не было никаких замечаний к авиалайнеру.

На следующее утро перед запланированными рейсами прошел техническое обслуживание. В ходе него не было выявлено никаких неполадок. Началась очередная посадка на рейс. На борт сели 192 взрослых пассажира и 25 детей. Экипаж состоял из 7 человек.

Крушение самолета

В 06:50 по московскому времени авиалайнер вылетел из аэропорта египетского курортного города в Санкт-Петербург. Через 23 минуты после взлета связь с членами экипажа была потеряна. с радаров. Поисковые отряды выдвинулись к предполагаемому месту крушения.

Разбившийся авиалайнер был найден в центральной части Синайского полуострова, среди гор. На огромной территории площадью более 20 кв. км были разбросаны обломки самолета и вещи пассажиров, находящихся на борту. Люди, прибывшие на место трагедии, слышали звуки мобильных телефонов. Родственники и друзья погибших звонили своим близким, надеясь на то, что они опоздали на рейс.

Версии причин авиакатастрофы

В международных средствах массовой информации указывалось, что самолет мог потерпеть крушение из-за технической неполадки. Однако авиакомпания Metrojet, которая приобрела этот авиалайнер в лизинг, опровергла данную версию. Пресс-секретарь Алексей Смирнов отметил, что авиакатастрофа над Синаем не могла произойти из-за неисправности, ведь самолет проверялся за несколько дней до трагедии. Никаких неполадок не было обнаружено.

Ошибка членов экипажа - еще одна версия, которая была выдвинута в ходе проведения расследования. Авиакомпания Metrojet заявила, что самолетом управляли достаточно опытные люди. Командиром воздушного судна был Немов Валерий Юрьевич. Он налетал свыше 12 тыс. часов. Вторым пилотом был Трухачев Сергей Станиславович. Его общий налет составлял 5641 час.

Взрыв на борту самодельной бомбы - версия, подтвержденная в ходе расследования. было сделано заявление о том, что российский авиалайнер потерпел крушение над Синайским полуостровом в результате террористического акта. О причастности к совершенному деянию заявили боевики ИГИЛа.

Жертвы трагедии

Авиакатастрофа над Синаем унесла жизни 224 человек. На борту разбившегося самолета находилось несколько семей. В Санкт-Петербурге у аэропорта Пулково в день трагедии появился целый мемориал. Люди приносили цветы, игрушки, ставили свечи в память о тех, кто не смог вернуться из египетского курортного города в Россию.

Тела погибших были доставлены на родину. с жертвами прилетел в Санкт-Петербург 2 ноября примерно в 6 утра. На борту этого авиалайнера было 144 человека, жизни которых унесла авиакатастрофа над Синаем. Тела погибших, найденные позже, личные вещи людей, фрагменты тел привезли в Россию следующими рейсами.

Процедура опознания

После прибытия из Египта самолетов с телами погибших эксперты начали готовиться к процедуре опознания. Тела постепенно выдавались родственникам и близким людям. Первые похороны состоялись 5 ноября. В Санкт-Петербурге в этот день попрощались с 31-летним жителем, у которого остались 2-летний сын и жена. В Новгородской области похоронили 60-летнюю женщину, которая работала в местной школе.

Выдача останков была завершена 7 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге. В ходе проведенных мероприятий не удалось установить личности 7 жертв. Эти погибшие в авиакатастрофе над Синаем с согласия близких и родственников были захоронены неопознанными.

Главный пассажир

Татьяна и Алексей Громовы - молодая семья, погибшая в авиакатастрофе над Синайским полуостровом. В египетский курортный город Шарм-эш-Шейх они отправились 15 октября, не подозревая о том, что эта поездка станет для них последней. Вместе с собой они взяли 10-месячную дочку Дарину. Бабушка девочки очень переживала, когда узнала о том, что Татьяна и Алексей поедут не одни. Пожилая женщина просила их оставить внучку в России. Однако родители не согласились. Они очень хотели, чтобы их дочка увидела море.

Перед вылетом в Шарм-эш-Шейх Татьяна Громова выложила в социальную сеть последнюю фотографию своей малышки. Девочка стояла у окна, держась ручками за стекло, и смотрела на взлетно-посадочную полосу, разглядывая самолеты. «Главный пассажир» - такие слова написала мама. Через 2 недели эта фотография стала символом страшной трагедии.

Другие дети, погибшие в авиакатастрофе

Богданов Антон - 10-летний мальчик, жизнь которого унесла авиакатастрофа над Синаем. Он отдыхал в Египте вместе со своей старшей сестрой и отцом. Семья очень радовалась предстоящей поездке. Перед вылетом в Шарм-эш-Шейх мальчик оставил в своем профиле в социальной сети надпись «Прощай, Россия!!!». К сожалению, эти слова оказались пророческими.

В число погибших детей входят также 3-летняя Анастасия Шеина, 10-летняя Валерия Душечкина, 11-летний Евгений Пряников. Их родителями были Ольга и Юрий Шеины. Взрослые решили отправиться в Египет, чтобы отпраздновать важную для них дату - 10 лет со дня знакомства. С собой они взяли и всех детей.

Список погибших в авиакатастрофе над Синаем включает в себя имена и фамилии еще двоих детей - 2-летнего Дмитрия и 3-летней Александры Винник. Они отдыхали в Египте вместе со своей матерью Марианной Винник и бабушкой Натальей Осиповой. В день крушения самолета всех их не стало. Большой семьи лишился Олег Винник - муж Марианны и отец маленьких детей. Мужчины не было на этом авиалайнере. Он не ездил на отдых, а оставался в России.

На борту самолета были и другие дети. У каждого ребенка была своя история, своя жизнь, свои мечты и желания. Финал же у всех этих невинных детей оказался одним. Их судьбы в 2015 году 31 октября трагически оборвала авиакатастрофа над Синаем. Тела погибших детей были найдены среди обломков самолета в зоне крушения.

Предчувствие смерти

Некоторым людям, летевшим тем злополучным рейсом, интуиция подсказывала не отправляться в поездку. Однако к своему внутреннему голосу они не прислушались. Одной из таких пассажирок оказалась 15-летняя Мария Ивлева. Девушка боялась лететь, ее мучил страх смерти. Об этом она рассказала своим подругам. После крушения самолета и проведенного расследования выяснилась ужасающая информация - Мария Ивлева сидела на том месте, где находилась расположенная террористами бомба.

«Я знаю, что уже не вернусь». Песню с таким названием оставила у себя на страничке в социальной сети одна из пассажирок рокового рейса - Екатерина Мурашова. Она жила в Пскове, участвовала в 2014 году в городском конкурсе красоты, растила дочь. Екатерина очень любила путешествовать. В Шарм-эш-Шейх девушка отправилась вместе с матерью, а вот маленькую дочку она с собой не взяла. Путешествие в Египет стало для Екатерины Мурашовой последним.

Крушение самолета над Синайским полуостровом - трагическое событие, о котором заговорили по всему миру. В один день оборвались жизни 224 человек. У кого-то авиакатастрофа над Синаем отняла вторую половинку, кто-то лишился родителей, кто-то остался без детей, а кто-то потерял всех близких и остался совершенно один. Это невосполнимая потеря, боль от которой со временем не прошла и вряд ли когда-то утихнет.

31 октября 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, .

По поручению президента правительство России в связи с катастрофой во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) была под руководством исполнительного директора комитета Виктора Сороченко.

Каир сразу после катастрофы о возможности принять участие в расследовании трагедии. Была создана специальная комиссия по расследованию, в нее : России, Египта, Франции (государства — разработчика самолета), Германии (государства — изготовителя лайнера) и Ирландии (государства регистрации). Главой комиссии по расследованию катастрофы был назначен Айман аль-Мукаддам.

1 ноября 2015 года генеральный прокурор Египта Набиль Ахмед Садек участие специалистов РФ в расследовании причин катастрофы с российским самолетом на Синайском полуострове.

Группа следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета России по согласованию с компетентными органами и совместно с представителями Республики Египет в соответствии с нормами национального и международного права участвовали в осмотре места авиакатастрофы в Египте.

17 ноября 2015 года глава ФСБ РФ Александр Бортников во время совещания в Кремле об итогах расследования причин крушения российского самолета , что в результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Он .

В свою очередь египетские власти призвали не торопиться с выводами. Глава МИД Египта Самех Шукри сообщил, что в рамках расследования уголовного дела .

В марте 2016 года Международная комиссия по расследованию катастрофы российского самолета А321 о том, что получила официальный доклад от Следственного комитета России и передала его в генпрокуратуру Египта для завершения юридических процедур. Сама комиссия, несмотря на передачу дела в следственные органы госбезопасности страны, продолжила техническое обследование обломков лайнера.

В середине апреля генеральный прокурор Египта Набиль Садек о передаче дела о катастрофе российского самолета в Высшую прокуратуру государственной безопасности страны. Решение главы надзорного ведомства, отмечалось в тексте заявления, было принято на основании данных доклада Следственного комитета России, "в котором указывается на подозрение о наличии криминального следа".

В июне директор ЦРУ Джон Бреннан, выступая в сенате Конгресса США, что американская разведка располагает данными о причастности к взрыву на российском пассажирском самолете А321 египетской группировки "Ансар Бейт аль-Макдис", присягнувшей на верность запрещенному во многих странах террористическому движению "Исламское государство" (организация, запрещенная в РФ), а 4 августа минобороны Египта заявило о ликвидации лидера этой террористической группировки.

По настоянию Следственного комитета России международная комиссия по расследованию авиационного происшествия . В результате проведенных работ была и установлен факт воздействия высокоэнергетических элементов на обшивку самолета по направлению "изнутри-наружу" и "взрывной декомпрессии" в полете.

В октябре 2016 года комиссия по расследованию, сформированная генеральной прокуратурой Египта, двенадцать обломков лайнера в научную лабораторию по сплавам для проведения детального исследования.

Работа по определению причин крушения . До настоящего времени у сторон нет понимания того, что произошло с самолетом, каким образом взрывное устройство попало на борт самолета, кто его пронес. Также нет установленных подозреваемых и их пособников из числа сотрудников аэропорта.

Ровно два года назад — 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России. В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.

Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась. Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился. Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.

В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные — граждане России. Среди них был , заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания. По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а

самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная .

Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле. Под снимком сделала подпись: «Самый главный пассажир».

Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы. Мать и отец Дианы также погиби в результате крушения лайнера.

Соболезнования жертвам выразили российский президент , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур. Впрочем, французский опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию РФ и . В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».

«Вопросов к машине не было»

Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося. Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа — 48-летний Валерий Немов — налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 — на Airbus A321.

Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый.

Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет. 2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года — сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».

30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.

За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут — Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю. Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Когалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.

Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.

Прерванное сообщение

Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет — очень популярное туристическое направление у граждан многих государств. Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский , Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции, Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.

При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера. А тем временем возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила .

Заказчики не установлены

Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.

И хотя причастность сотрудников «Когалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.

Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической « » (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.

Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка запрещенного в России ИГ). О ее следе в трагедии заявляло и США.

Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.

Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.

А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы. Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор .